Внутренняя работа

Бэрри К. Уайнхолд, профессор психологии

Внутренней работой мы называем способность использовать навыки самонаблюдения и саморегуляции для трансформации своих отношений с самим собой и миром.  Концепция «внутренней работы» упоминается во многих духовных традициях и психологических подходах и включает в себя практику использования таких  инструментов  как осознанность, молитва, медитация и чтение мантр.

Большинство представителей западного общества одной из главных ценностей считают  «делание». Это  состояние, в котором личность должна активно что-то делать  и не находится в контакте с  окружающим  ее миром. При этом не замечать,  как то, что она делает,  влияет на этот мир, ее отношения с ним и в нем.

Для типичного представителя западной культуры на самом деле почти невозможно заметить или оценить тех, кто тратит время и деньги  на исследование своего внутреннего мира и фокусировку не нем. Например, во время нашей жизни и учебы вблизи Цюриха в 1986, я и моя жена Дженей были поражены интроверсией жителей Швейцарии. Мы наблюдали  за швейцарцами в людных местах, и нам  казалось, что они  немного отчужденны  и эмоционально холодны  в повседневном общении. Редко кто из них смотрел на проходящих мимо людей или на проезжающие по улице автомобили. Так мы поняли, что наша американская точка восприятия зашкаливает по шкале экстраверсия,  а Карл Густав Юнг в свое время нашел наилучшее место для изучения природы внутреннего мира человека.

Карл Густав Юнг: непревзойденный мастер Внутренней Работы

Внутренний мир человека был принесен в частную врачебную практику Юнга  с улиц Цюриха его пациентами, и Карл Густав начал составлять его подробную картy.

Открытием Юнга стало понятие «тени» или отделенной в результате расщепления личности части Я, которая несет множество скрытой информации о наших эмоциональных травмах и возможностях.  Теневую часть нашей личности можно обнаружить  в проекциях нашего внутреннего мира на внешние видимые объекты. Согласно Юнгу, Тень должна быть полностью понятой и интегрированной  в наше Я, а осуществить это возможно посредством внутренней работы.

Периодически мои собственные реакции на события Здесь и Сейчас были и бывают намного ярче и энергичнее, чем того требует ситуация. Я знаю,  что эти события Здесь и Сейчас оживляют некоторые старые неисцеленные травмы и неразрешенные конфликты. Это сигнал о том, что воспоминания, содержащие сильные переживания, захватывают меня, а я не хочу и/или не могу «посмотреть им в лицо». Это естественная человеческая склонность- не придавать значения, избегать встречи с чем-то подобным. Но это и помогает идентифицировать незавершенные ситуации и процессы в моей жизни, над которыми еще предстоит поработать. Не будем лукавить-такие состояния знакомы каждому из нас. И все мы задаемся вопросом: как вовремя распознать свои вновь оживающие травмы и что сделать, чтобы наконец исцелить их?

Тень и Ложное Я

Кроме концепции Тени, работа Юнга привела его к открытию понятия «ложного я».

 Это искусственное или публичное Я, которое мы создаем, чтобы скрыть те потаенные части своей личности, которые мы сами или другие люди считаем неприемлемыми. Так личности многих людей базируются на ложном Я и создают защитные механизмы для обеспечения неприкосновенности и безопасности наиболее уязвимых своих частей.

Одним из наиболее распространенных защитных механизмов является проекция. Проекция включает обвинение или критику других людей для того, чтобы никто (в том числе сам обвиняющий) не увидел  потаенные, непризнанные,  уязвимые и/или слабые части его личности. Они должны быть надежно скрыты от чужих (и своих собственных) глаз как недостойные или неприличные. Тогда они не вызовут спектр нежелательных неприятных чувств, встреча с которыми ощущается как вполне конкретная и сильная боль. А  пережить, вынести  её, личность часто  просто не в силах.  Для такой «маскировки»,  по мнению ложного Я, хороши любые средства, а не только проекция.

Есть и другой способ избежать встречи с нежелательными чувствами , который также  напрямую связан с работой  нашего ложного Я.  Это так называемая  ложная самопомощь  (self-medication). Все разновидности  зависимостейэто  ничто иное, как попытки помочь личности не встречаться, не соприкасаться с нежелательными чувствами. И у меня есть «любимая» зависимость. Я-трудоголик. Именно этим способом мне легче всего отделить себя от своих собственных чувств. Подробнее об этом, а также о том, каким образом можно распознать свои травмы и как себе помочь, можно прочитать в наших книгах   «Освобождение от созависимости» и  «Противозависимость – бегство от близости»

 

Для осуществления внутренней работы нам необходимо полностью задействовать всю нашу способность к самосознанию и саморегуляции.  Оба эти навыка я в значительной степени использовал в собственном стремлении к внутренней целостности и интеграции. Другие инструменты для внутренней работы, которыми пользуемся мы с Дженей, изложены в наших книгах и на нашем веб-сайте. Наиболее полезными мы находим медитацию, молитву (если вы верующий человек), центрирование, работу с телом и телесными ощущениями,  работу с дыханием, направленные медитации и визуализации, прикладную кинезиологию, арт-терапию, психодраму и гештальт-терапию.

Моя  собственная Внутренняя работа.

Я стал обучаться искусству медитации по методу Випассана еще в 1978 году на 6-ти недельном тренинге Lomi Bodywork. По преданию, Будда обучал своих последователей именно Випассане. Её также называют инсайт-медитацией или медитацией проникновения в сущность, т.к. более глубокие мысли или озарения возможны, лишь когда поверхность вашего  ума находится в спокойном состоянии. Если вы действительно хотите извлечь пользу из этого метода, начните практиковать его ежедневно.

Я выделяю для этого один час  из круговорота своих повседневных дел. Если вам кажется, что час-это слишком долго,то  выделяйте минимум 20 минут  каждый день, чтобы посидеть в тишине. Эта практика является относительно простой. Вы просто садитесь с прямой спиной на стул или на подушку  и фокусируетесь  на  дыхании. При этом Вы ощущаете, как ваша грудная клетка поднимается и опускается, представляете, как воздух входит и выходит из нее, проходит через ноздри. Прислушиваетесь к звукам своего дыхания.

Будучи человеком верующим, я привык молиться. И делаю это уже много лет, с самого подросткового возраста. Я помню, как я молился в церкви, прося о мудрости и помощи в достижении гармонии и баланса в моей жизни. Позже мои молитвы были направлены на понимание и открытие того, кто я есть. Сейчас в своей молитве я нахожу опору и прошу  помощи во всем: от решений, которые я должен принять, до  лечения любой своей болезни.

Также я использую прикладную кинезиологию для того, чтобы определить, чего хочет мое тело или в чем оно нуждается в различных ситуациях. Точно также я пользуюсь этим инструментом  для выбора витаминных добавок и их дозировки. Для снятия  любого стресса я использую связное дыхание (connected breathing). При этом на вдохе я чувствую себя так, как будто бы поднимаюсь на колесе обозрения, а на выдохе — спускаюсь на нем вниз. Я не делаю пауз между вдохом и выдохом, соединяя их таким образом.

перевод-Ирина Колесник

оригинал статьи http://weinholds.org/inner-work/

 

Читайте также: