Зачем психологу знать тип привязанности своих клиентов

Знаете ли вы стиль привязанности своих клиентов?

Дженей Уайнхолд

«Какой стиль привязанности характерен для моих клиентов?» Современные психологи и психотерапевты не часто задаются этим вопросом. «Каков мой собственный стиль привязанности?» Еще реже пытаются осознать их клиенты. Всем нам, и терапевтам и клиентам, будет полезно познакомиться с исследованиями Мери Мейн из Университета Беркли, поскольку эффективная терапия всегда основана на взаимоотношениях — это история об отношениях и вокруг отношений.

Мери Мейн Ph.D

Мери Мейн изучала практический аспект теории привязанности под руководством Мери Эйнсворт. Ее исследования, проведенные в середине 90-х, показали, что для 80-90% тех, кто обращается за консультацией к психологу или психотерапевту характерен дезорганизованный тип привязанности  (Disorganized Attachment (далее-DA) Style ).

К сожалению, исследования Мейн не являются «мейн стримом» на сегодняшний день. Очень немногие терапевты, даже среди специалистов с большим опытом, знакомы с  её работой  или знают что-либо о значении выводов из этой работы для проведения эффективной терапии без вреда для клиента.

Большинство специалистов не задумываются о типе привязанности, характерном для их клиентов или о вопиющей статистике распространения DA стиля. Более того, терапевты не осведомлены о своем собственном стиле привязанности. Основываясь на моем клиническом опыте и профессиональных наблюдениях, я считаю, что для большинства терапевтов с большой долей вероятности также характерен DA стиль привязанности. Таким образом, многие случаи терапии могут быть вариантом, когда «слепой водит слепого», при этом может нарушаться главная заповедь любого врача и психолога «НЕ навреди».

Динамика Дезорганизованного стиля привязанности

Лица со стилем привязанности DA, часто в своей личной истории имеют опыт травмы отношений (relation trauma) или травмы развития (developmental trauma) в течении первого года жизни, включая опыт физического и/или эмоционального насилия и отвержения. Это происходит, когда значимые взрослые (именно к ним формируется привязанность в первый год жизни, точнее они,взрослые, ее формируют) своим поведением и эмоциональным состоянием дают младенцу два противоречивых сигнала. Это приводит к психологической фрагментации и диссоциации.

Процесс формирования привязанности у младенца напрямую связан с тем,  как функционирует его бурно развивающийся мозг.

В случае формирования дезорганизованного стиля привязанности (DA), первые сигналы из вне поступают в мозг ребенка в результате первичного опыта отношений, основанных на страхе. Дети инстинктивно реагируют страхом, когда мама (или другие взрослые, заботящиеся о ребенке в первый год жизни) отмежевывается от ребенка, её/их выражение лица или поведение говорит об опасности или испуге. Мозг младенца автоматически активирует защитные механизмы, помогающие быстро отсоединиться от «пугающей мамы».

 

Второй сигнал приходит из той части мозга, которая у детенышей  млекопитающих отвечает за установление связи со взрослыми для защиты и безопасности.

Это очень древняя способность нервной системы всех млекопитающих и «включается»  бессознательно. На протяжении миллионов лет она обеспечивала безопасность и выживание беспомощных малышей всех млекопитающих. 

Когда младенец пугается значимого взрослого, он оказывается перед неразрешимым парадоксом: материнская фигура становится источником безопасности и тревоги одновременно. Два противоречивых послания устраивают в нервной системе младенца «короткое замыкание». Это «короткое замыкание» можно увидеть в глазах ребенка как «застывание» или шоковую реакцию. Тело ребенка перестает двигаться, теряется способность к установлению контакта. Ребенок как будто «обесточивается». Адреналиновая реакция на стресс (Adrenal Stress Response) приводит к оттоку крови от конечностей и притоку ее к центру тела. Кожа становится бледной, взгляд немигающим, а глаза широко открытыми и выпуклыми. В такие периоды реакция «застывания» отправляет младенцев подальше от их тел, в диссоциацию.

Характеристики дезорганизованного стиля привязанности

Протокол «Поведение в нестандартных ситуациях» (Strange Situation Protocol (SSP),был создан Мери Мейн как инструмент для исследования качества детско-родительских взаимоотношений. Дети с дезорганизованным стилем привязанности, принимавшие участие в исследовании, вели себя очень странно и непредсказуемо после воссоединения с мамами. Мейн долго не могла объяснить такие неожиданные и удивительные поведенческие реакции у детей. Ключом к пониманию ситуации стал «Опросник Стиля привязанности у взрослых» ( Adult Attachment Inventory (AAI).

Благодаря ему стало возможным идентифицировать стиль привязанности, характерный для мам малышей в этом же исследовании, и была показана высокая корреляция между DA стилем привязанности у младенцев с DA стилем привязанности их матерей, а также была показана передача стиля привязанности из поколения в поколение.

Дезорганизованная привязанность

 

Проявления у детей

 

Проявления у взрослых
 

Испытывают страх в непосредственном контакте  с тем родителем, который физически или эмоционально небезопасен

Боятся пережить эмоциональную близость в отношениях
 

Смесь агрессивного, избегающего и устойчивого поведения по отношению к родителю

Страх показать уязвимость
В отношениях с другими совсем или частично небезопасно Чрезмерные  проявления  ярости или гнева в ответ на конфронтацию или угрозы
Полная неспособность регулировать свое эмоциональное состояние Мало или совсем не эмпатичны по отношению к другим людям
Кажутся обескураженными, смущенными или находятся в диссоциации Слабые или неясные границы личности

Исследование М. Мейн с использованием SSP протокола  выявило следующее типичное поведение у младенцев с дезорганизованным стилем привязанности:

  1. Последовательное проявление противоречивых моделей поведения, а именно: резкая смена проявлений сильной привязанности избеганием, замиранием или изумлением.
  2. Одновременное проявление противоречивого поведения, такого как избегание со стойким поиском контакта, огорчением или гневом.
  3. Неоконченные, прерывистые, со сменой направления или без ясной направленности движения и выражения, например, при крайнем выражении дистресса, движение не К, а ОТ матери.
  4. Стереотипные, асимметричные движения, несвоевременные движения, неестественные позы, например, спотыкания без видимой причины на ровном месте и только в присутствии матери.
  5. Замирание, застывание и вялые движения и выражения ( «как в воду опущенный»).
  6. Явные признаки опасения по отношению к родителям, выражение беспокойства и страха на лице и сгорбленные плечи.
  7. Явные признаки дезориентации и дезорганизации, такие как: бесцельное хождение, сконфуженность или выражение обескураженности, или разнообразные быстро меняющиеся эмоциональные состояния.

 

Влияние стиля привязанности на последующий жизненный опыт.

Мери Мейн и ее коллеги смогли идентифицировать стиль привязанности сформированный у детей  к 12 месяцам. Они также показали, что стиль привязанности младенцев делятся на 3 категории: 1) безопасная 55%, 2) небезопасная 30% 3) дезорганизованная  15%.  Другие исследователи, работавшие с двумя инструментами Мейн для исследования привязанности позже автора, высказывают предположение, что это процентное соотношение изменилось. Причем процент опрошенных, имеющих надежный  стиль привязанности упал, а процент опрощенных с дезорганизованным стилем привязанности вырос.

В исследованиях Мэйн было установлено, что стиль привязанности, сложившийся  к 12 месяцам, сохраняется  у этих же детей как в 6 лет, так и в 19. Она обнаружила, что стиль привязанности, сложившийся в младенчестве, сохраняется до взрослого возраста.Он может измениться в случае, когда происходят значительные изменения  в отношениях между ребенком и взрослыми или же если  ребенок проходит психотерапию.

Одна из самых интересных находок Мэйн — это обнаружение 3-х  типичных способов поведения детей 6-ти лет с дезорганизованным стилем привязанности. В каждом случае дети ведут себя как «маленькие взрослые», при этом они отказываются от своих детских потребностей  и фокусируются на физической или эмоциональной поддержке взрослого — мамы или другого значимого человека, к которому возникла первичная привязанность.  Цель этого «реверсивного процесса» — сделать материнскую фигуру более способной заботиться о ребенке.

Итак, три типичных поведенческих способа детей  в возрасте 6-ти лет с дезорганизованным стилем привязанности:

  1. Потерянное дитя
  2. Маленький  генерал
  3. Заботливый помощник 

Я использую эти названия (их не потребляла  Мери Мейн), так как они наглядно подчеркивают, какого рода героические усилия малыш прикладывает, чтобы помочь своей маме заботиться о нем, её Ребенке.

 

Потерянное дитя

В его поведении преобладает диссоциация. У этого ребенка не хватает внутренних ресурсов, чтобы сделать для матери ещё что то, кроме как оставаться рядом. Он кажется заторможенным, отрешенным, как-будто  во сне, выглядит послушным.  Сознание  такого ребёнка преимущественно витает за пределами  тела и следует одновременно за эмоциональными и социальными  потоками  в окружающей  его среде. 

 

Маленький Генерал

Очень директивен. Он рассказывает своей маме что, когда и как ей делать.

Этот ребенок обеспечивает физическую организацию пространства вокруг матери и становится умелым менеджером-управленцем для её мира. К сожалению, мама не фокусируются на определении или удовлетворении потребностей ребенка, да и сам Маленький Генерал не знает и не понимает, что же нужно на самом деле ему, и чего он на самом деле хочет.

 

Заботливый помощник

Эмоционально поддерживает свою маму, часто становясь  посредником и миротворцем и смягчителем всех неприятностей, конфликтов в окружающем пространстве.

Эти дети часто эмпатичны и сверхчувствительны и становятся сверхбдительными в отношении эмоциональных нужд своей мамы. У них и дальше развиваются прекрасные способности в отношении определения эмоциональных потребностей других людей, но нет ни малейшего представления о своих собственных. Эти дети становятся теми, кто помогает другим и спасает других в течении всей своей жизни. У них нет другого выбора.

Отличительный признак людей с дезорганизованным стилем привязанности: застывание или  диссоциация в поведении. Они не имеют возможности регулировать свое эмоциональное состояние, утешать самих себя и не осознают своих эмоциональных потребностей, не говоря уже о возможности их удовлетворить. Эти люди не имеют навыков необходимых для организации собственных жизней, так что их поведение часто хаотично и не предсказуемо, независимо от уровня развития их интеллекта.

 

Биология дезорганизованного стиля привязанности

Младенцы реагируют на стресс путем активации широкого спектра поведенческих и физиологических реакций, которые обычно известны как адреналиновая реакция на стресс (ASR). ASR  активизирует надпочечники, гипофиз и гипоталамус. Травмы развития в раннем возрасте являются фактором, значительно увеличивающим то количество усилий, которые на самом деле тратит организм маленького ребёнка, дабы урегулировать свои эмоции.

Растущий объем исследований в вопросе привязанности позволяет утверждать, что активность в гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси  у эмоционально заброшенных младенцев и маленьких детей варьируется в зависимости от того, насколько поддерживающее окружение для них создано, и от качества отношений между ребенком и теми, кто о нем заботится.

Исследование, проведенное Spangler и Schieche по изучению активности коры надпочечников у младенцев после отделения от родителей показывает, что младенцы с безопасным стилем привязанности не показывают повышения  уровня кортизола. Типичным является снижение уровня кортизола от начала до 30 минут после окончания процедуры сепарации.

Напротив, дети с дезорганизованным стилем привязанности показывают увеличение продукции кортизола в ответ на ситуацию разделения и последующего воссоединения с мамой в сравнении  с детьми с безопасным или небезопасным стилем привязанности. Другой исследователь привязанности, Ashman и его коллеги,  изучали уровень кортизола у 282 детей 4,5 лет из Эссекса.

Эти исследования  показали что депрессия матери, начавшаяся в младенчестве ребенка, с большой вероятностью приведет к повышению уровня кортизола у ребенка к 4,5 годам.

Дезорганизованная привязанность и телесные ощущения.

Невозможно отделить социальный, эмоциональный опыт и опыт отношений ребенка от его физиологии и работы его нервной системы. В младенчестве тело и разум работают как единая система. Повзрослев, мы нуждаемся в многокомпонентной модели поведения, которая помогала бы нам заботиться о себе. И в такой модели наши физические и эмоциональные проблемы должны считаться не только равными, но и взаимосвязанными.

Современная медицина и большинство психотерапевтических школ признают взаимное влияние нашего психологического состояния на физическое здоровье и наоборот. Особенно важным в этом ключе является осознание того, что паттерны дезорганизованного стиля привязанности имеют долгосрочное влияние на развитие человека. Исследование неблагоприятного детского опыта, особенно приводящего к формированию DA стиля привязанности, показало необходимость комплексного подхода для устранения  поведенческих проблем и  проблем связанных с физическим здоровьем.

Согласно данным доктора Кристин Хэлм из университета Эмори (Dr. Christine Helm at Emory University) физическое и эмоциональное насилие и пренебрежение в детстве напрямую связаны с депрессией у взрослых, тревожным расстройством и синдромом хронической усталости. Слишком раннее  и чрезмерное напряжение гипоталамо-гипофизарно-адренокортикальной системы у детей   держит их в постоянном состоянии бегства / борьбы / замирания. Этот набор стадий  адреналиновой реакции на стресс приводит к  ощущению усталости и истощению в более позднем возрасте.

Изменение дезорганизованного стиля привязанности у взрослых

Дезорганизованный стиль привязанности может быть изменён при  правильной поддержке со стороны других людей. Воспоминания раннего детства часто носят неорганизованный, хаотический характер. Они наполнены нестыковками и формируют глубоко укоренившиеся убеждения. Изменение представляет собой  последовательный процесс, который начинается с осознания истории своего раннего развития.

Следующий шаг заключается в оформлении своих ранних воспоминаний в единый связанный рассказ. Благодаря этому мы можем встретиться с болезненными переживаниями детства и пережить их, что позволяет нам выйти за пределы неразрешенных травм и потерь. Прятаться от своего  прошлого и хоронить в глубине души  свои не выраженные и не пережитые чувства неэффективно, поскольку все эти старые болезненные ощущения «оживают» в моменты стресса.

Самое главное для успешного разрешения ранних травматических переживаний  — найти человека, с которым могут быть сформированы длительные здоровые отношения.

Это могут быть отношения с другом, романтическим партнером или психотерапевтом.Это отношения, в которых появляется возможность развить доверие и разрешить проблемы привязанности. Доверительные и крепкие отношения с человеком, который полностью  прибывает рядом  в настоящем моменте, может помочь человеку испытать присутствие, а это  имеет решающее значение для преодоления порочного круга потерь, связанных с дезорганизованной привязанностью.

Присутствие (согласно Dan Siegel) это состояние бытия, которое позволяет человеку с дезорганизованным стилем привязанности объединить разрозненные части Я в постоянно возникающее целое. Присутствие позволяет интегрировать процессы, протекающие в клетках нашего тела, работу различных частей головного мозга и телесные ощущения.

Интеграция личности заметна по возросшей доброжелательности, способности к установлению и поддержанию отношений,  искреннему состраданию и мудрости. Это и есть основа целостности личности.

На физическом уровне проработка ранних травматических переживаний требует заботливого отношения к надпочечникам, так как они испытывают при этом сильную нагрузку. Возможно потребуется диета или какая-то система питания, определенные физические нагрузки, регулировка гормонального дисбаланса. Когда одна из частей эндокринной системы (например надпочечники) перенапряжена, это приводит к истощению других желез организма — печени/желчного пузыря, яичников/яичек, вилочковой железы, гипоталамуса, щитовидной и поджелудочной желез. Чем больше истощаются железы внутренней секреции, тем больше вероятность развития различных заболеваний и состояния эмоциональной нестабильности. Объединение заботливого отношения к своему физическому здоровью и внимание к своему психологическому состоянию помогают освободиться от влияния дезорганизованного стиля привязанности.

*Adapted from Main M, Solomon J. Procedures for identifying infants as disorganized/disoriented during the Ainsworth strange situation. In: Greenberg M, Cicchetti D, Cummings EM, editors. Attachment in the preschool years: theory, research and intervention. Chicago: University of Chicago Press; 1990. p. 121–60.

оригинал http://coprofdevcenter.org/are-you-attachment-informed/

перевод Ирина Колесник, Лилия Чиж

Полное или частичное копирование материала  разрешено только при  указании автора и активной гиперссылки на наш сайт.

 

Читайте также: